Карточный расклад. Как будут регулировать игорный бизнес

Фото: flickr/Billy Curtis

Фото: flickr/Billy Curtis

В Украине в ближайшее время намерены легализовать игорный бизнес. В Верховную Раду внесено как минимум семь законопроектов, из которых проходными можно назвать от силы четыре. The Page проанализировало все эти документы. Выяснилось, что один из проходных законопроектов, по-сути, сохраняет теневой рынок, тогда как другие, напротив, создают новые правила игры.

Еще летом президент Владимир Зеленский пообещал, что легализует в Украине азартные игры. До 1 декабря парламент должен принять соответствующий законопроект. Однако на сегодня внесено семь документов: Кабинета министров, депутатов Александра Дубинского, Олега Марусяка, Дмитрия Наталухи, Романа Мулика, Тараса Тарасенко и Анны Личман. Наибольшие шансы имеют первые четыре.

The Page обратилось с просьбой прокомментировать законопроекты ко всем крупнейшим участникам рынка, включая «М.С.Л», «Космолот», Parimatch, BAZABET, «Фаворит спорт». Мы получили официальный комментарий только от некоторых сетей, но готовы предоставить право высказаться всем желающим.

Зачем это нужно

Очевидно, что легализация казино давно перезрела. «Уже десять лет в Украине действует запрет на игорный бизнес. Тем не менее в стране работают десятки тысяч теневых игорных заведений. На каждой остановке, в спальных районах, в центре города – везде функционируют такие конторы. Естественно, это приносит колоссальные потери бюджету, но зато позволяет обогатиться МВД, которое по факту контролирует эти точки и берет с них мзду», — рассказывает член комитета Верховной Рады по финансам, налогам и бюджету Марьян Заблоцкий.

Telegram Logo

Объем игрального бизнеса может быть колоссальным. Например, Лас-Вегас ежегодно зарабатывает на игорном бизнесе $12 млрд. Если игорная сфера будет урегулирована, государство сможет ощутимо поправить свое финансовое положение. По оценкам участников рынка, легализация азартных игр принесет Украине не менее 10 млрд грн в год.

В Кабмине, впрочем, рассчитывают на более скромную прибыль. Премьер-министр Алексей Гончарук, представляя 5 ноября проект госбюджета на 2020 год, упомянул, что законный игорный бизнес принесет стране от 3 млрд грн. Казино и игровые автоматы станут более безопасными, поскольку начнут тщательней контролировать клиентов – следить за их возрастом и не пускать в заведения игроманов.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Также все игроки смогут гарантированно получить свои выигрыши. Это прописано в законе и будет контролироваться соответствующими органами. В таком виде индустрия сможет приблизиться к мировым стандартам и наконец начнет приносить прибыль государству.

История вопроса

Еще в августе Владимир Зеленский посетил с официальным визитом Стамбул, где на украинско-турецком бизнес-форуме на весь мир пообещал, что легализует в Украине азартные игры – в частности, позволит открывать казино в отелях.

«Мы легализуем азартные игры, а именно работу казино в пятизвездочных гостиницах», – подчеркнул он, отметив, что все это делается для детенизации экономики Украины.

Объем игрального бизнеса может быть колоссальным. Например, Лас-Вегас ежегодно зарабатывает на игорном бизнесе $12 млрд... По оценкам участников рынка, легализация азартных игр принесет Украине не менее 10 млрд грн в год.

Спустя месяц глава государства собрал представителей Кабинета министров, Верховной Рады и силовых органов. На встрече Зеленский дал задание народным депутатам до 1 декабря 2019 года принять законопроект о легализации игорного бизнеса. Разработать необходимый документ поручили правительству, но при этом президент согласился предоставить возможность поучаствовать в процессе всем желающим.

Директор по связям с общественностью Parimatch Вадим Мисюра уверен, что, учитывая специфику игорного бизнеса, его легализация уже давно созрела. Причем нужен, в первую очередь, либеральный закон. «Жесткие рамки правового регулирования не решат проблем нелегальной организации и проведения азартных игр, бесконтрольного доступа к ним несовершеннолетних, а скорее, наоборот, создадут новые условия для коррупционных схем и недобросовестной конкуренции», — уверен Мисюра.

А вот в «Фаворит спорте» поддерживают введение закона, который будет иметь определенные барьерные условия. «Учитывая специфику рынка и весь тот негативный репутационный багаж, который искусственно формировался годами, рынку необходимы определенные барьерные условия», — объясняет свою позицию букмекерская контора.

Кроме этого, букмекеры предлагают законодателям закрыть рынок для компаний российского происхождения или для тех, которые не раскрывают конечного владельца и создать систему государственного регулирования отрасли.

Президент оператора государственных лотерей «М.С.Л.» Георгий Ложенко выступает за регулирование лотерейного рынка. По его словам, сейчас необходимы условия, в которых можно было бы уничтожить лазейки «для дельцов, которые будут пытаться залезть под лотерейные лицензии и открыть игорные заведения под видом лотерей».

Законопроект Кабинета министров

Документ, подготовленный правительством, имеет один главный недостаток – он слишком жесткий. Так, им предполагается наличие всего лишь 20 лицензий на открытие казино, и только в пятизвездочных отелях. Таким образом, все остальные заведения как были нелегальными, так и останутся. А полиция продолжит взимать с них мзду, отмечает Марьян Заблоцкий.

«Законопроект, который подан Кабмином, устанавливает слишком высокий барьер входа и предполагает, что весь этот «Лас-Вегас» на каждой остановке под крышей ментов останется работать дальше. Я вижу в этом документе влияние тех, кто сейчас контролирует теневой рынок», — уверен член комитета Верховной рады по финансам, налогам и бюджету Александр Дубинский.

Формально документом будет усилена финансовая и уголовная ответственность за работу без лицензий. А за средства, полученные от игорных разрешений, хотят развивать спорт, медицину и культуру.

Основной тезис Кабмина: его вариант позволит бюджету дополнительно получить до 5 млрд грн. Вот только способ, с помощью которого это будет сделано, раскритиковали все, кому не лень.

Примечательно, что в документе нет ни слова о налогообложении выигрышей. Кабмин хочет выдавать лицензии на каждый стол или аппарат, а подобная практика идет вразрез с юридическими нормами. Изменения должны вноситься в Налоговый кодекс отдельным законом, а не в рамках данного законопроекта.

Что касается букмекерской деятельности, то тут предлагается открыть в Украине 800 пунктов опять-таки исключительно в отелях. Хотя казино и букмекеры – абсолютно разный бизнес, который и регулироваться должен по-разному.

В целом правительственный вариант имеет массу нестыковок. Законопроект изначально представили общественности под видом «национального». Якобы владеть такого рода бизнесом будут исключительно резиденты Украины. Но текст документа пестрит положениями, в которых соответствующую деятельность разрешено вести иностранным компаниям.

Документ, подготовленный правительством, имеет один главный недостаток – он слишком жесткий. Так, им предполагается наличие всего лишь 20 лицензий на открытие казино, и только в пятизвездочных отелях. Таким образом, все остальные заведения как были нелегальными, так и останутся. А полиция продолжит взимать с них мзду, отмечает Марьян Заблоцкий.

Наконец еще одна ошибка законопроекта – это отказ вносить изменения в налоговый кодекс. «В налоговом кодексе содержится норма, что любой бизнес подлежит налогообложению. Например, если вы что-то сделали в букмекерской конторе со ставкой 1,1 и выиграли 10%, то с вас возьмут 20% из всей ставки. То есть вы поставили 100 грн, выиграли 10 грн, а в виде налогов у вас забрали все 20 грн. При таких условиях ни один игорный бизнес не будет работать. Пока что в законопроекте правительства это не изменено», — пояснил Марьян Заблоцкий.

«Обращаем внимание, что текст альтернативных законопроектов разработан на базе правительственного, но в правительственном проекте лотерея отнесена к азартным играм, как это сделано в большинстве стран Европы, поскольку лотерея имеет все признаки азартной игры», — рассказали The Page в пресс-службе Минфина.

В то же время Александр Дубинский предлагает отделить лотереи от азартных игр (его проект не содержит положений по регулированию лотерей).

Дмитрий Наталуха не считает необходимым ограничить количество казино и мест, где они могут быть размещены, обращают внимание в Минфине. По мнению министерства, это главные отличия инициатив депутатов от той, которую предлагает правительство.

Законопроект Александра Дубинского

Намного более либеральным выглядит законопроект, который подал Александр Дубинский. Тем не менее у участников рынка и к нему есть множество замечаний. Например, решение о том, кому выдавать лицензию, принимает комиссия, состоящая всего из двух человек. Естественно, такую комиссию довольно просто коррумпировать.

Еще в законопроекте Дубинского из списка азартных игр изъят выпуск и проведение лотерей, а также организация и проведение азартных игр в покер в покерных клубах. Причем переходные положения предусматривают потерю силы Закона Украины «О государственных лотереях в Украине», а вопрос лотерейной деятельности остается неурегулированным, как и порядок деятельности покерных клубов.

«В проекте, предложенном Дубинским, также отсутствуют дополнительные требования к организаторам азартных игр в казино по количеству работающих в игорном заведении, наличии заведений питания, размера расходов на рекламу», — говорит Мисюра.

Также Дубинский предлагает возбуждать уголовные дела за незаконную игорную деятельность и наказывать за предоставление помещений для игорного бизнеса (что только усложнит ситуацию на рынке).

Законопроект Олега Марусяка

Законопроект №2285-1, поданный от имени народного депутата Олега Марусяка, предлагает несколько незначительных изменений в отношении возраста игроков (играть разрешается с 21 года вместо 18 лет), а также меняет распределение средств, полученных от налогов: кроме спорта и культуры, деньги будет получать орган, контролирующий игорный бизнес.

В законопроекте Наталухи предлагается не обращать внимания на «звездность» отелей, а привязать стоимость лицензии к их номерному фонду: чем меньше номеров – тем дороже лицензия.

Любопытно, что во время Первого игорного форума в Херсоне Марусяк признался, что в рабочую группу входит эксперт в сфере игорного бизнеса, владелец компании First National Lotteri Ltd Борис Баум, который связан с крупными российскими бизнесменами.

Возможно, поэтому в документе Марусяка есть множество настораживающих аспектов. Например, он содержит упоминание лицензии на предоставлении услуг в сфере азартных игр, но при этом не определяет, для каких целей такая лицензия выдается, а также не устанавливает стоимость и порядок выдачи лицензии.

В предложенном Марусяком документе уполномоченный орган имеет неограниченный доступ к системе онлайн-мониторинга, а следовательно, и к данным игроков.

Законопроект предполагает наличие пяти членов уполномоченного органа, выдающего лицензии. Это достаточно небольшое количество. В мировой практике такие органы состоят из большего количества членов, что обеспечивает прозрачность принятия решений. Например, на Мальте это десять членов борда и девять членов директората.

Законопроект Дмитрия Наталухи

Исходя из анализа предложенных вариантов, наиболее оптимальным на данный момент является законопроект под номером 2285-6, зарегистрированный народным депутатом Дмитрием Наталухой. Наталуха – соратник спикера парламента Дмитрия Разумкова, до сих пор не замеченного в каких-либо скандалах.

В законопроекте Наталухи предлагается не обращать внимания на «звездность» отелей, а привязать стоимость лицензии к их номерному фонду: чем меньше номеров – тем дороже лицензия.

Если в проекте Кабмина не упоминается лицензия для онлайн-казино, то в варианте нардепа ее планируют выдавать на пять лет, зафиксировав стоимость на уровне 141,7 млн грн.

Еще один важный момент: в Украине лицензия на лотерейную деятельность выдавалась на основе аукциона без фиксации стартовой цены. Из-за чего этот вид деятельности всегда был предметом злоупотреблений, и на такой аукцион не допускались сторонние игроки.

В законопроекте 2285-6 эту ситуацию предлагается исправить и узаконить стоимость разрешения в пределах 2,6 млн грн.

Дубинский предлагает возбуждать уголовные дела за незаконную игорную деятельность и наказывать за предоставление помещений для игорного бизнеса (что только усложнит ситуацию на рынке.

Что касается покера, то в проекте Кабмина лицензия на этот вид деятельности будет стоить 6,6 млн грн. Но это слишком высокая цена, которая спровоцирует развитие нелегального рынка. А государство в итоге получит не более 20 млн грн поступлений в год.

Депутат предлагает разделить данную лицензию на два вида – офлайн и онлайн. Первая будет иметь более демократичную цену – порядка 4 млн грн, чем станет более посильной для участников рынка. Что касается лицензии для онлайн-покера, то ее цену повысят до 13,7 млн грн. Такая политика позволит увеличить бюджетные поступления до 55 млн грн в год.

Также не стоит забывать о новом регуляторном органе, который предлагают создать как Кабмин, так и депутаты. Вот только в правительственном варианте Комиссия по развитию и регулированию азартных игр будет состоять из семи членов и находиться под постоянным контролем Налоговой. А низкий кворум принятия решений и несвойственная для фискалов функция могут привнести в индустрию коррупционные риски.

В депутатской версии закона комиссию предлагают расширить до десяти человек и снизить на нее влияние Налоговой, что, по задумке, должно сделать орган более независимым.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что вариант Кабмина не предусматривает никакого переходного периода. Это означает, что лицензии в итоге получат те, кто успел подготовиться, и новый бизнес останется не у дел.

Наталуха предлагает исправить эту ситуацию, предоставив участникам рынка и государству год на «акклиматизацию».

За это время будет создан регулятор и необходимая система мониторинга. Также такой шаг позволит сохранить около 50 000 рабочих мест. С рынка будут выведены действующие операторы, а все игроки смогут забрать свои выигрыши.

Помимо этого, госбюджет начнет наполняться с первого месяца действия закона. А общественность узнает всех бенефициаров и количество игрового оборудования на рынке лотерей.

Наконец, законопроект 2285-6 разрешает использовать на территории Украины игровые автоматы, которые произведены исключительно внутри страны. Фактически речь идет о рынке объемом до $300 млн в год, который получат украинские производители.

Выводы

Как рассказал The Page Марио Галеа, CEO консалтинговой компании Random Consulting, который участвовал в регулировании игорного бизнеса на Мальте, в этой сфере гораздо лучше работает либеральное законодательство. «Наибольшую пользу приносят законопроекты, которые подробно прописывают все возможные регуляции и устанавливают минимальные барьеры», — говорит Галеа.

«Кроме того, легализация является залогом прозрачности игорного бизнеса, в том числе и букмекерства, что в свою очередь создаст положительное влияние на экономику страны»,- уверены в Parimatch.

Хороший закон о либерализации позволит регулировать и контролировать бизнес, значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет налогов, а также создать новые рабочие места, привлечь дополнительные иностранные инвестиции.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости