Facebook Pixel

Деньги стартапам: как привлечь инвестора и где найти деньги начинающему стартапу

Где найти деньги начинающему стартапу. Фото: Pixabay

Где найти деньги начинающему стартапу. Фото: Pixabay

Google кишит историями об успешных стартапах и о том, что вначале была идея, а потом она выстрелила. Но нельзя так просто взять и стать успешным стартапом без финансирования. Что было бы с основателями поисковой системы Google Сергеем Брином и Лэрри Пейджем, не встреть они умные деньги в самом начале пути?

The Page разбиралось, где найти инвестора и что делать начинающему стартапу, чтобы привлечь финансирование.

О чем говорить с инвестором начинающему стартапу

Как сообщил партнер в TMT Investments, инвестор более 100 стартапов Игорь Шойфот в комментарии для The Page, начинающему стартапу абсолютно реально найти финансирование: инвесторы есть всегда и повсюду.

Telegram Logo

«Парадокс нынешнего времени заключается в том, что количество денег, которые доступны для инвестиций, не только не уменьшилось, а даже увеличилось. Количество денег и количество инвесторов не уменьшилось точно, просто их надо уметь находить. Можно найти в Startup Котиках, VC Кухне, на AngelList и на LinkedIn, и на огромном количестве мероприятий. Этим нужно заниматься. Нужно готовить не только питч, а самое главное – бизнес. Если стартап строит активно растущий бизнес – он обязательно будет интересен инвесторам», – рассказал он.

По словам Игоря Шойфота, главный совет начинающим стартаперам – четкость и конкретность. Основная ошибка стартапов заключается в том, что во время презентации продукта они рассказывают о том, как будут стоить миллиарды долларов через много лет. Все рассказы «как будет хорошо в будущем» – опытным инвесторам малоинтересны. Нужно фокусироваться на реальных цифрах. Если их пока нет – необходимо делать тесты, тратить деньги на рекламу в Facebook и Google, искать партнерства, добиваться первых продаж.

Не просто большинство, а рискну сказать 95-98% стартапов никак не готовятся ко встрече с инвестором. Они добиваются всеми правдами и неправдами этой встречи, но почти все приходят совершенно неподготовленными. Они не знают во что ты инвестировал, каков твой послужной список и фокус, что это за фонд, на чем фонд фокусируется, какая стратегия фонда. При том, что вся эта информация доступна и на сайте фонда, на который почти никто никогда не заходит, и в AngelList и в LinkedIn – это все бесплатные источники, на которые нужно заходить и смотреть – что этих инвесторов интересует.

Игорь Шойфот

Игорь Шойфот

партнер в TMT Investments, инвестор более 100 стартапов

На встрече с инвестором необходимо презентовать бизнес, то, как происходят процессы сейчас: что из себя представляют каналы сбыта и бизнес-модель, какого рода технология и как она отличается от других, как стартап занимается каналами дистрибуции, кто его партнеры, а кто – конкуренты, какова реальная динамика роста, сколько стоит приобретение клиента и т.д. — то есть, конкретику, а не истории про прекрасное будущее.

По словам Игоря Шойфота, большинство инвесторов отказывают стартапам, и к этому надо быть готовым. Основатель Starbucks Говард Шульц встретился с 242 инвесторами, и 217 из них сказали «нет». К отказам надо относиться спокойно, иначе можно просто сломаться психологически.

Где взять денег на стартап: топ-5 вариантов

  • Кредит в банке

Понятный и доступный путь получить деньги для стартапа – банковский кредит для физического лица. Например, потребительский кредит или кредит под залог. В мае 2020 года в Украине выдали первый кредит на развитие стартапа. «Доступный кредит 5-7-9%» на свой экологический бизнес получил предприниматель из города Хмельницкого.

Чаще всего кредиты дают компаниям со стажем и готовым продуктом.

  • Акселераторы

Акселератор – это образовательная программа для стартапа, благодаря которой продукт выходит на новый уровень. В акселератор приходят стартапы, у которых есть минимально жизнеспособный продукт. В рамках акселерации стартапам помогают «подтянуть» продукт в маркетинге, продажах, помогают найти полезные контакты и иногда – финансируют.

  • Краудфандинг

Краудфандинг – это метод привлечения денег с помощью интернет-площадок. Деньги дает не банк, а люди и компании. Дословно crowdfunding переводится как «финансирование толпой». Деньги можно взять в долг, обменять на часть будущих доходов или просто получить даром.

В Украине есть сервисы, которые этим занимаются, например Спільнокошт и Startup.network.

  • Гранты

Инвестиции можно получить от фондов (как украинских, так и международных) на конкурсной основе. Например, члены конкурсной комиссии Украинского фонда стартапов сравнивают стартапы по таким критериям, как команда, рынок, технология, продукт, стратегия развития.

  • Инвесторы

И последний, но не по значению, пункт в нашем списке – частные инвесторы.

Очень важно строить отношения с инвестором, слушать, что ему нужно, задумываться над рекомендациями и даже негативом – не надо «прогибаться» под инвестора, он часто очень слабо понимает вашу тему — но стоит подумать: почему инвестор вас не понял, почему он не поверил в бизнес-модель, почему считает, что нет шансов против конкурентов, почему не верит в рост вашего рынка сбыта, почему считает питч слабым или презентацию неинтересной?

Увы, многие стартапы относятся к инвесторам как к чему-то одноразовому — «я пришел, дайте денег, до свидания». Если выстраивать коммуникацию с инвестором – шансы получить финансирование возрастают. Ты ко мне по-человечески — и я к тебе по-человечески…

Игорь Шойфот

Игорь Шойфот

партнер в TMT Investments, инвестор более 100 стартапов


Комментарии

Все новости