Нефтяная война и коронавирус. Что будет с ценами на топливо

Автор
Фото: pixabay/andreas160578

Фото: pixabay/andreas160578

Снижение цен на нефть выгодно Украине, поскольку стоимость топлива может снизиться. Но этого может и не произойти ввиду зависимости от ряда факторов: курса гривны, акцизного налога и снижения спроса из-за карантина.

Ситуация на нефтяном рынке накаляется. Встречу альянса крупнейших мировых нефтепроизводителей ОПЕК+ перенесли на 9 апреля, поскольку Россия и Саудовская Аравия не могут договориться о новых условиях в соглашении ОПЕК+. Этот документ перестал действовать с 1 апреля этого года, поэтому все ограничения по сокращению добычи нефти отсутствуют.


ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная странами – экспортерами нефти, которая контролирует около двух третей мировых запасов нефти и ее добычу. В состав ОПЕК входят 14 стран.

ОПЕК+ – это страны ОПЕК плюс Россия, Казахстан и Азербайджан (ключевые производители – Саудовская Аравия и Россия).


Развал соглашения привел к стремительному падению цен на нефть, которое ухудшилось сокращением глобального спроса из-за пандемии коронавируса. Лишь на фоне новостей о переносе встречи цена на нефть марки Brent вчера упала на 2% — до $33,4 и $27,3 за баррель, а американская нефть WTI подешевела на 3,5% — до $27,3 за баррель.

Мировой кризис на рынке нефти выгоден Украине, которая импортирует 80% нефтепродуктов, считают опрошенные The Page эксперты. Как поясняет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, возможность купить дешевую нефть позволит снизить цены на АЗС.

В целом с начала года цены на топливо упали на 24%, однако на АЗС существенного снижения не произошло. Причина — девальвация гривны, отмечает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.

«Если бы ситуация с гривной была стабильной, то цены на топливо на АЗС упали бы на 5-6 грн», — уверяет он и добавляет, что стоимость в дальнейшем снизится на 2-3 грн.

Сейчас оптовая цена дизельного топлива на оптовом рынке просела до 14-15 грн/л, что позволяет в дальнейшем снизить его стоимость до 20 грн/л, отмечает Сиренко. В то же время он добавляет, что снижение цен зависит не только от цен на внешнем рынке.

Розничные операторы заявляют, что пока не могут существенно снижать цены из-за ряда факторов. Как отмечает гендиректор Sunoil Леонид Косянчук, социальные АЗС уже дошли до предела понижения цены из-за падения потребления, и резерв понижения пока есть только у премиальных брендов.

Как рассказал совладелец сети АЗС KLO Вячеслав Сташенко, на его АЗС объем реализации упал на 30%, а в некоторых областях – и больше.

В консалтинговых компаниях также заметили снижение спроса. Так, по словам Куюна, карантин обвалил спрос до 20-30%. А вот Сиренко называет более низкие показатели — 15-20%. По словам Сташенко, из-за этого возникает проблема с мощностями по приему нового топлива.

Он также отмечает, что стоимость нефти упала, но самый дешевый продукт еще не дошел к АЗС, поэтому дальнейшая стоимость топлива зависит от колебаний гривны.

«Если тенденция по удержанию низких цен на внешнем рынке сохранится и совпадет с курсом гривны, то дешевый ресурс будет вытеснять дорогой, и цены должны снизиться», — добавляет Косянчук.

Еще один фактор, который существенно влияет на цену топлива, — акцизный налог. Поскольку он рассчитывается в евро, то розничные цены зависят от валюты, говорит Косянчук.

«Сегодня доля налогов в розничной цене превышает 72% – в цене бензина, 55% — в цене дизельного топлива. Сейчас акцизный налог на $100 превышает цену бензина», — добавляет он.

Сегодня у государства есть все основания снизить налоговую нагрузку для рынка. Этому способствует и ситуация на внешних рынках, и карантин, считает Сиренко.

«Сейчас можно попробовать снизить НДС с 20% до 15% и посмотреть, какие плюсы получит и государство, и рынок», — заключает он.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости

В Израиле впервые начался суд над действующим премьер-министром страны

Контекст. Суданская комиссия по борьбе с коррупцией решила конфисковать активы бывшего президента Омара аль-Башира и близких к нему людей на $4 млрд. Омар аль-Башир, руководивший Суданом в течение 30 лет, был отстранен от власти в апреле 2019 года после многомесячных акций протеста. Власти конфисковали у него 6,9 млн евро, $351,7 тыс. и 5,7 млн суданских фунтов (около $130 тыс.). Он хранил деньги в секретной комнате, которую нашли во время обыска в президентском дворце. В декабре 2019 года 75-летний Омар аль-Башир был приговорен к двум годам лишения свободы по делу о коррупции. Из-за достижения преклонного возраста он отбывает наказание не в тюрьме, а в социальном учреждении.

Одесский стадион «Черноморец» продали с 17-й попытки. Цена упала на миллиард

Правоохранители взялись за преследование бывших собственников обанкротившихся банков. Олега Бахматюка, экс-владельца «VAB банка», объявили в розыск в конце ноября. А в начале декабря – экс-владельца банка «Финансы и кредит» Константина Жеваго. Подобными преследованиями рассчитывают добиться возврата денег. В интервью The Page Светлана Рекрут, руководитель Фонда гарантирования вкладов, сказала, что несмотря на большое количество уголовных производств, пока бывшие владельцы банков не вернули ни копейки.

Активы 25 богатейших людей мира с марта выросли на $255 млрд – Forbes

Состояние 25 богатейших людей мира за два месяца пандемии COVID-19, после 23 марта, увеличилось на $255 млрд, сообщил Forbes. Суммарно оно достигло почти $1,5 трлн – это около 16% состояния всех миллиардеров в мире.