Запрет на TikTok: как зародился видеосервис, сколько он зарабатывает и почему его блокируют целые страны

Блокировка TikTok: как зародился, почему банят и сколько зарабатывает соцсеть. Фото: unsplash / @konkarampelas

Блокировка TikTok: как зародился, почему банят и сколько зарабатывает соцсеть. Фото: unsplash / @konkarampelas

Сервис коротких и зачастую бессмысленных видео TikTok столкнулся с новой угрозой – крупнейшие рынки отправляют его в «бан». Первыми стали Индия и США. Несмотря на это владелец TikTok — компания ByteDance — удерживает позиции самого дорогого стартапа в мире.

The Page рассказывает, с чего начинался TikTok, как он достиг популярности и почему докатился до запрета целыми странами.

История TikTok и ByteDance

В 2011 году бывший сотрудник Microsoft 28-летний Чжан Имин основал компанию ByteDance, которая занималась технологиями искусственного интеллекта. Всего за год Чжан вошел в список самых успешных бизнесменов Китая моложе 30 лет по версии Forbes. А на сегодняшний день его состояние оценивается в $13 млрд. Сам Чжан поначалу любил сравнивать себя со Стивом Джобсом, но в медиа за ним закрепилось звание «китайского Марка Цукерберга».

Telegram Logo
Основатель и CEO компании ByteDance Чжан Имин. Фото: allamericanspeakers.com

Основатель и CEO компании ByteDance Чжан Имин. Фото: allamericanspeakers.com

В истории ByteDance примечательно то, что компания стала первым китайским стартапом, среди инвесторов которого не оказалось таких техногигантов страны, как Baidu, Tencent или Alibaba. Вместо этого Чжан сделал ставку на частный капитал.

Одним из первых успешных проектов компании стал новостной агрегатор Toutiao (его запустили летом 2012-го). Искусственный интеллект подбирал для каждого пользователя уникальную новостную сводку дня. Система отслеживала поведение людей и подбирала новый контент. Чем больше публикаций просматривал человек, тем лучше алгоритм понимал его интересы. За четыре месяца аудитория Toutiao перешагнула один миллион. А к концу 2018-го – 700 млн. Сейчас его ежедневно «читают» свыше 120 млн человек.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Параллельно ByteDance развивала и собственный видеосервис. В 2015-2016 гг. компания выкупила несколько платформ коротких видео: Xigua Video, BuzzVideo, Huoshan, Flipagram и Vigo Video. Осенью 2016-го ByteDance запустила музыкальную видеоплатформу Douyin. Ее идея крайне проста: записываете ролик менее 15 секунд, накладываете на него музыку, фильтры, наклейки, стикеры — и выгружаете в сеть.

Но Douyin был доступен только в Китае. Получив успех на родном рынке, компания пожелала завоевать и другие страны. Первым шагом к этому стал запуск осенью 2017 года копии Douyin в Индонезии. Именно она и получила название TikTok. Как заверяли в самой компании, приложение было лишено китайской цензуры.

Быстрый взлет и мировую популярность TikTok обеспечило поглощение конкурента Musical.ly, у которого уже была аудитория на Западе. Сделку оценивали в $800 млн. Купить Musical.ly собирался и Facebook. Но соцсеть отказалась от этой идеи по нескольким причинам: слишком юная аудитория (к защите личных данных несовершеннолетних больше требований) и страна происхождения (Musical.ly тоже китайская компания).

В прошлом году ByteDance начала тестировать в Индии и Индонезии новый перспективный проект — музыкальный сервис Resso. Его уже называют одним из главных конкурентов Spotify и Apple Music в развивающихся странах.

Сколько зарабатывает TikTok

Сейчас постоянная аудитория видеосервиса во всем мире превышает 700 млн пользователей, а скачали его уже 2 млрд раз. Если же говорить обо всех проектах ByteDance (включая Douyin и Toutiao), то в месяц ими активно пользуются 1,5 млрд человек.

yzeje3.jpeg

В 2019 году ByteDance удвоила свою годовую выручку до $17 млрд, а чистая прибыль владельца TikTok превысила $3 млрд. В этом году компании помогла пандемия коронавируса. В январе 6 из 10 самых популярных приложений в китайском App Store принадлежали ByteDance. Квартальная прибыль компании подскочила на 130% — до $5,6 млрд.

Впрочем, основную прибыль компании принес не TikTok. По сути, ByteDance начала захват рекламного рынка Китая — деньги она получает именно от рекламы в новостном агрегаторе Toutiao и китайском аналоге TikTok – Douyin.

По последним оценкам, стоимость ByteDance составляет $95-140 млрд (компания планировала IPO, но этого так и не произошло).

Недавно TikTok не просто вошел в рейтинг Топ-100 самых дорогих брендов мира, а резво занял 79-ю строчку с оценкой почти $17 млрд, обогнав при этом KFC, Uber, Adidas и Xiaomi.

Проблемы TikTok: почему страны его запрещают

pknerq.jpeg

Видеосервис может столкнуться с санкциями, подобными тем, с помощью которых США запретили ZTE и Huawei. Госсекретарь Майк Помпео заявил, что страна всерьез думает об ограничении доступа американцев к «приложению, отдающему их данные в руки компартии». Но окончательное решение за президентом Дональдом Трампом. Аудитория в США составляет около 30 млн пользователей. Штаты обеспокоены тем, что китайские законы обязывают местные компании сотрудничать с разведывательными службами КНР.

Почти одновременно TikTok заявил, что сам уходит из Гонконга после введения в действие Китаем закона о нацбезопасности. Документ фактически лишает провинцию остатков политической автономии. Вполне вероятно, что ByteDance переведет Гонконг на внутрикитайский подцензурный аналог Douyin.

Проблемы с США у TikTok возникали и раньше. В прошлом году американские власти оштрафовали его на $5,7 млн за сбор личных данных пользователей до 13 лет без согласия родителей. TikTok пришлось добавить в приложение «детский режим», в котором запрещены съемка и публикация видео. Позже TikTok запретили использовать американским военным. А в случае отказа удалить приложение им грозило полное отключение интернета.

В конце июня 2020 года TikTok запретила Индия. В «бан» попали еще 58 китайских приложений, но все они уступают в популярности видеосервису. Власти страны объяснили это угрозой безопасности, общественному порядку и суверенитету.

Похожие претензии к TikTok были у Великобритании и Индонезии. Они заявляли о распространении через приложение порнографии и возможности присутствия там педофилов. Основная аудитория видеосервиса — подростки и дети младшего возраста.

Какие личные данные собирает TikTok

ee0jde.jpeg

Некоторые пользователи называют TikTok «замаскированным под соцсеть сервисом для сбора данных». Они утверждают, что потенциально приложение может получать доступ:

  • к данным об аппаратных параметрах (тип процессора, идентификаторы, размеры экрана, дисковое пространство и т.д.);
  • к данным о других установленных приложениях (в том числе удаленных после установки TikTok);
  • к данным о сети (IP-адрес, локальный IP, Mac-адрес, имя точки доступа Wi-Fi);
  • к данным о правах пользователя на устройстве;
  • в некоторых случаях к получению геолокации (местонахождения) через GPS раз в 30 секунд.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости