Битва за лес: в чем суть арбитража с ЕС по запрету экспорта леса Украиной

Слушания Арбитражной группы в споре между Украиной и ЕС будут проходить 22 и 23 сентября. Фото: Pixabay

Слушания Арбитражной группы в споре между Украиной и ЕС будут проходить 22 и 23 сентября. Фото: Pixabay

Верховная Рада Украины 9 апреля 2015 года приняла закон, которым ввела запрет на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка) на 10 лет. По мнению Европейского союза, этот запрет нарушает требования ст. 35 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, согласно которой любые ограничения на экспорт запрещены. После четырех лет политических консультаций в июне 2019 года ЕС инициировал арбитражный процесс для разрешения спора. Слушания пройдут 22 и 23 сентября 2020 года в формате видеоконференции.

Это первый в истории спор в рамках Соглашения.

Что думает украинская сторона

Как сообщил на брифинге заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Качка, важным является все Соглашение об ассоциации, а не отдельные его части. В ходе арбитража Украина будет акцентировать свою позицию на том, что обязанность сотрудничать в области защиты лесов важнее, чем свобода экспорта. Для Украины это не спор о том, кто прав, а кто виноват. Главным выводом должно стать понимание того, как именно должна выглядеть торговля лесом.

Telegram Logo

Позиция Украины достаточно слабая из-за того, что статья 35 Соглашения действительно не соблюдена. Однако в более широкой плоскости Украина имеет сильную позицию.

Тарас Качка
Тарас Качка
Заместитель министра развития экономики

«Мы не ожидаем стопроцентной победы или поражения. Для нас важно то, каким образом будут оценены взаимосвязи между различными статьями Соглашения».

По его словам, также необходимо обратить внимание на статью о торговле лесом и раздел о защите окружающей среды, в котором закреплена обязанность сторон сотрудничать. На включении этих статей в Соглашение настаивал Евросоюз, которому важно, чтобы торговля развивалась без причинения вреда окружающей среде.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Еще один аргумент Украины в споре с ЕС – реформа рынка леса. Качка добавил, что, начиная с сентября 2019 года, Минэкономики, Государственное агентство лесных ресурсов и ProZorro.Продажи достигли значительного прогресса в переводе рынка леса на открытые аукционы.

«Очевидно, что запрет на экспорт – это аномалия, поскольку у нас есть спрос на древесину и есть большие ее объемы. Вопрос заключается в том, что организация рынка была не очень прозрачной», – добавил он.

Недовольство ЕС и цена вопроса

Из Украины в страны ЕС импортируется больше незаконной древесины, чем из любой другой страны мира, и больше, чем из стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вместе взятых. Об этом говорится в докладе британской неправительственной организации Earthsig. Согласно выводам Earthsight, за четыре года действия моратория на вырубку леса его экспорт в страны ЕС вырос на 75%. В ЕС действует Регламент, которым устанавливаются критерии экспорта древесины – EUTR. Он прямо запрещает импорт деревьев, незаконно полученных в стране происхождения, и требует от импортеров проводить юридические проверки для минимизации риска попадания незаконной древесины на внутренний рынок Евросоюза.

Сейчас ЕС оспаривает две группы ограничений: введенный запрет на экспорт из Украины лесо- и пиломатериалов ценных и редких пород деревьев и введенные временные меры, запрещающие вывоз необработанных лесоматериалов на 10 лет.

По мнению ЕС, эти меры нарушают статью 35 Соглашения об ассоциации, инкорпорируют статью ХI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года, которая запрещает экспортные ограничения.

Окончательное решение арбитражной группы направят сторонам и Комиссии по вопросам торговли. Оно должно быть выполнено стороной-ответчиком в срок, который определят по соглашению сторон либо с участием арбитражной группы. Если ответчик не выполнит условия, другая сторона сможет приостановить обязательства, вытекающие из любого положения главы о внешней свободной торговле.

По словам Качки, отчет арбитражной группы по делу будет обнародован в течение месяца.

Сам арбитраж может стоить Украине до 1 млн евро. На его организацию уже ушло несколько сотен тысяч евро.

«Отчет до копейки мы сможем подать после того, как арбитры подадут report и мы оплатим все счета, выставленные арбитрами и сопутствующими поставщиками услуг. Думаю, что это будет несколько сотен тысяч суммарно, в пределах миллиона. Точную цифру можно будет назвать через два-три месяца», – сообщил Качка.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости