Facebook Pixel

1210: Гетманцев ответил на страхи бизнеса

1210: Инициатор налогового закона рассказал о мифах, которыми пугают бизнес. Фото: Jon Tyson / unsplash

1210: Инициатор налогового закона рассказал о мифах, которыми пугают бизнес. Фото: Jon Tyson / unsplash

После того как президент Владимир Зеленский подписал закон №466 (более известный по номеру законопроекта, под которым он проходил, — 1210), на него обрушилась новая волна критики. И было за что — некоторые нормы закона трактуются весьма неоднозначно. Бизнесмены обеспокоились возможными злоупотреблениями налоговой, а другие даже говорят, что «теперь украинцем быть невыгодно».

О страхах бизнеса The Page поговорило с инициатором законопроекта №1210 — нардепом Даниилом Гетманцевым.

«Вообще институт КИК безосновательно демонизирован в сознании наших сограждан. Бесспорно, «стартаперы» — люди, которые планируют открыть или открывают собственный бизнес, не должны и не будут платить налоги на инвестиции. Как не платят их и сейчас».

Даниил Гетманцев

Даниил Гетманцев

глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой, таможенной и финансовой политики

О КИК и стартапах

QuoteСогласно Закону, владельцы стартапов и бизнесмены с контролируемыми иностранными компаниями (КИК) будут вынуждены платить налоги. Предприниматели обеспокоены, что это серьезно ударит по перспективам украинских стартапов.

В действительности об уплате налогов по КИК может идти речь в довольно ограниченных случаях. Под налогообложение не будут подпадать КИК с годовым доходом менее 2 млн евро. Не облагается также доход «активных» КИК – то есть таких, которые не получают основной доход, а, например, от процентов или роялти. А также компаний, находящихся в юрисдикциях, с которыми у Украины будет обмен информацией или конвенция об избежании двойного налогообложения, если КИК в другой стране фактически уплачивает налог на прибыль по ставке не менее 13%.

Telegram Logo

Даже если доход от КИК все же должен облагаться налогом, то и в таком случае стоит учитывать, что платить НДФЛ нужно не всегда. Если контролируемая компания распределяет дивиденды в пользу своего контроллера (физического лица), то может применяться ставка 9%. В таком случае доход, с которого уплачиваются дивиденды, повторно в Украине налогом не облагается. Также доход от КИК будет признаваться пропорционально доле контроля. То есть если резидент Украины будет владеть только 40% компании, то в свой доход он будет включать лишь 40% от прибыли КИК. В то же время прибыль КИК должна быть уменьшена на сумму налогов, которые были уплачены за рубежом.

Выгодно ли иметь долю в иностранной компании

QuoteНекоторые предприниматели обеспокоены тем, что «быть украинцем» теперь станет «невыгодно».

Сейчас законодательство многих стран предусматривает существование института КИК. Например, в Европейском Союзе внедрение режима КИК является обязательным требованием для всех государств-членов. В то же время большинство физических лиц, которые говорят о смене налогового резидентства, нередко забывают о том, что уровень налогообложения доходов физических лиц в зарубежных странах довольно часто может быть даже намного выше, чем в Украине.

О доказательстве деловой цели бизнес-операции с нерезидентом

QuoteБизнесмены говорят, что это усложнит их работу.

Бизнесу так или иначе придется иметь дело с таким инструментом. С 1 января 2020 года вступила в силу MLI — Многосторонняя конвенция о выполнении мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Она была проголосована еще предыдущим созывом Верховной Рады весной 2019 года.

Эта конвенция предусматривает так называемый Principal Purpose Test (PPT), то есть льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, не будут предоставляться, если получение таких льгот является одной из основных целей соглашения или структуры. PPT является обязательным к применению всеми юрисдикциями, которые подписали MLI.

Если же у налоговых органов возникнут сомнения относительно правомерности применения налоговой выгоды, плательщик будет обязан доказать свою правоту. В то же время Закон №466 такую обязанность возлагает на контролирующий орган. А доначисления за несоответствие операции «деловой цели» можно будет сделать только плательщикам налога на прибыль с годовым доходом 40+ млн грн. То есть тем, кто осуществляет корректировку финансового результата.

Об отчетах в налоговую. Нужно ли платить налоги с нераспределенной прибыли?

QuoteУкраинские участники иностранной компании (с доходом более 2 млн евро) и ее бенефициары будут подавать отчет в налоговые органы Украины.

Логика налогообложения КИК — это стимулирование распределения прибыли. Это будет более выгодно финансово. В то же время облагать нужно не всю прибыль КИК, а только часть скорректированной прибыли КИК. Она является пропорциональной доле, которой владеет или которую контролирует такое лицо. Прибыль КИК будет корректироваться на налоги, уплаченные за рубежом.

О «конструктивных дивидендах»

По своей сути «конструктивные дивиденды» — это сумма, которая выплачивается акционеру, учредителю, участнику или его аффилированным лицам. Они получают их за товары, работы или услуги с нарушением принципа «вытянутой руки» или по результатам операций, приводящих к уменьшению нераспределенной прибыли (например, в случае выхода участника из состава компании).

Но для Украины конструктивные дивиденды — это не ноу-хау. Цель таких изменений — выявить скрытые доходы в операциях между аффилированными лицами. А потом облагать их налогами так же, как классические дивиденды, поскольку они имеют тождественную суть.

О расширении прав налоговиков. Не станет ли больше злоупотреблений?

QuoteНалоговые органы смогут устанавливать наличие вины налогоплательщика, присутствие деловой цели в бизнес-операции и наличие экономического эффекта. А также определять присутствие постоянного представительства в Украине и налагать штраф за отсутствие его регистрации.

В действительности необходимость установления «вины» налогоплательщика — это усложнение жизни, прежде всего, для налоговых органов, а не для налогоплательщиков. Поскольку институт вины выдвигает весьма существенные требования к аргументированности позиции контролирующего органа. В то же время стоит понимать, что во многих случаях расширение полномочий балансируется дополнительными требованиями к решениям контролирующих органов. Содержание налогового уведомления-решения (НУР) включает мотивационную часть. Как следствие, в дальнейшем налоговые органы будут лишены возможности ссылаться на позицию или на документы, которые не были отображены в НУР.

Относительно расширения полномочий в части выявления постоянных представительств, то до Закона №466 законодательство вообще не содержало хоть какого-то инструмента, который бы позволял налоговому органу поставить на учет и заставить платить налоги те представительства, которые уклоняются от налогообложения.

Правонарушения без вины

QuoteЗаконом определено понятие «налоговое правонарушение» без наличия вины. Это может противоречить Конституции и Европейской конвенции по правам человека.

Закон №466 не вводит новое понятие «налоговое правонарушение». Такое определение фактически существует со времени принятия Налогового кодекса. Другое дело, что наряду с налогоплательщиком-нарушителем контролирующие органы также будут отвечать за незаконные решения, действия или бездействие. В то же время сам факт отмены соответствующего НУР будет презюмировать, что контролирующий орган совершил налоговое правонарушение, а налогоплательщик имеет право на компенсацию причиненного ущерба. Такой подход никоим образом не нарушает ни Конституцию Украины, ни Европейскую конвенцию по правам человека. Наоборот, это устанавливает более эффективный работающий механизм защиты прав налогоплательщика и обеспечивает ответственность перед ним государства.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter Cmd + Enter Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости