Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

ЧП «Ахметов, Коломойский и Ко» – как предотвратить восстановление влияния олигархов на Украину

Влияние олигархов в Украине

Влияние олигархов в Украине

Имплементацию закона об олигархах, который был принят год назад, сдерживают два фактора:

  • война, которая уменьшает не только активы, но и влияние олигархов;
  • отсутствие вывода Венецианской комиссии о законе.

Об этом сказал министр юстиции Денис Малюська в ходе презентации результатов исследования «Олигархический украинский капитал», проведенного Центром экономической стратегии (ЦЭС).

Закон «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)» вступил в силу в начале мая этого года. Он устанавливает четыре критерия, при соответствии хотя бы трем из них бизнесмен попадает в реестр олигархов. Это:

  • обладание активами на сумму более 1 млн прожиточных минимумов (около 2,5 млрд грн на сегодня);
  • бенефициарное владение монополией (в большинстве случаев это означает долю рынка более 35%);
  • участие в политике;
  • значительное влияние на средства массовой информации (СМИ).

Секретарь СНБО Алексей Данилов перед войной предполагал, что его Совет сможет определить первых олигархов 20 – 25 мая.

Однако пока решением СНБО от 29 июня утверждено только положение о Реестре олигархов, которое определяет организационные основы функционирования системы предотвращения их чрезмерного влияния и порядок применения мер воздействия на них.

В июле Данилов сообщил, что под определенные законом признаки олигархов подпадают 86 человек.

Результаты исследования влияния олигархов в Украине

В ходе презентации Дмитрий Горюнов, старший экономист ЦЭС, отметил, что украинский олигархический капитал создает гораздо больше рисков, чем коррозионный иностранный капитал. Олигархи запустили не много новых бизнесов. Большинство их активов было создано в советское время, а затем приватизировано. «Олигархи выходят из игры, если эти активы разрушены, оккупированы, национализированы или проданы.»

Доля олигархов в экономике Украины

Доля олигархов в экономике Украины

Олигархи предпочитают отрасли, которые максимизируют ренту. В основном это жестко регулируемые отрасли или монополии (олигополии). Олигархи не раз злоупотребляли монопольным положением. Обычно они не хотят работать на конкурентных рынках. Если они пытались это сделать, то часто терпели неудачу.

Олигархи в свое время фактически захватили политическую сцену, финансируя партии власти или имеющие хорошие электоральные шансы. После этого они использовали исполнительную, законодательную и даже судебную власть в своих интересах.

Олигархи содержали убыточные СМИ (особенно это касается телеканалов) и использовали их в своих целях — политических и деловых. Использовали также финансирование спорта и другие инструменты мягкого воздействия.

За последние 10 лет доля олигархов в украинской экономике снизилась. С пика 2011 года она уменьшилась примерно вдвое. Но это не должно отвлекать от дальнейших шагов по деолигархизации экономики.

Крупнейшие сделки приватизации в Украине

Крупнейшие сделки приватизации в Украине

По результатам исследования сформулированы такие рекомендации:

  • разработать долгосрочную стратегию по выходу олигархов из ключевых отраслей;
  • ввести и контролировать ограничения в финансировании предвыборных кампаний;
  • рассмотреть возможность возврата государству отдельных активов;
  • усилить возможности Антимонопольного комитета; АМКУ должен исследовать рынки с высокой долей олигархов;
  • имплементировать меры анти-BEPS;
  • изменить подход к ценообразованию естественных монополий.

Как бороться со старыми олигархами и не допустить появления новых

Такого закона об олигархах, как в Украине, нет и не было ни в одной стране. Еврокомиссия не только включила его нам в условия евроинтеграции, но и рекомендовала Грузии учесть практику Украины. Об этом сказал в ходе дискуссии Малюська.

Министр юстиции напомнил, что пока юридически в Украине никто не назван олигархом. Имплементация закона отложена, но работа по деолигархизации идет. Сейчас акцент в ней смещается на профилактику, которая была одной из целей разработки закона. Часть потенциальных олигархов, не дожидаясь начала работы закона, сократили или сделали вид, что сократили, свое влияние в экономике или политике. То есть закон уже фактически работает.

Убытки украинских телеканалов в 2020-2021 годах

Убытки украинских телеканалов в 2020-2021 годах

Как сформировать список олигархов? Казалось бы, нужно взять список самых богатых людей и начать их последовательно проверять на соответствие критериям. Но у этого подхода есть принципиальные недостатки, главный из которых – избирательность подхода. «Поэтому при имплементации закона нужно будет разработать алгоритм, который позволит защитить каждую дефиницию в суде», – считает Малюська.

Министра спросили: как будет выглядеть картина после победы Украины в войне с точки зрения способности старых олигархов попробовать восстановить свое влияние?

«Сложно ответить, прежде всего потому, что мы не знаем параметров нашей победы. Поэтому я пока не возьмусь прогнозировать. Но если станет очевидным, что влияние появилось, закон нужно будет применять. Мы этот этап прошли, когда олигархи руководили страной, делили активы. Очевидно, что такое не должно повториться», – ответил он. И добавил, что само наличие закона существенно сдерживает аппетиты «хищников».

Структура заказных новостей на украинских телеканалах

Структура заказных новостей на украинских телеканалах

Исполнительный директор ЦЭС Глеб Вышлинский отметил опасность того, что борьба с олигархами приведет к неоправданному усилению государства и власти его руководства, то есть создаст предпосылки для возникновения диктатуры. Малюська не стал спорить с этим тезисом по сути, но сказал, что:

  • олигархи «подсадили» Украину на культуру коррупции;
  • нужно иметь план, что будет после олигархов;
  • нужен предохранитель для того, чтобы власть не злоупотребляла рычагом деолигархизации.

На вопрос о том, можно ли при наличии закона об олигархах создать новую политическую партию при поддержке богатого человека, министр ответил: «Можно, но для этого нужно иметь хорошую юридическую команду».

«Нужно признать, что после завершения деолигархизации у нас не будет ни интересного ТВ, ни качественного футбола. Но в такой стране, как Украина с ее послевоенным потенциалом, их и не должно быть. Не должно быть и ярких, публично активных политических партий. Если это будет, значит, что-то не удалось», – резюмировал Малюська.

***

На вопрос The Page, допускает ли он как министр юстиции реприватизацию, Малюська ответил: «Этот вопрос нужно задавать политикам. «Реприватизация» звучит как «революция», поэтому не очень хочется пересматривать итоги приватизации на системном уровне. И вряд ли в этом есть смысл. Каждый случай приватизации особенный. Но там, где есть юридические основания для пересмотра решения, и если нас понимает в этом международное сообщество, то почему нет. Однако не нужно этим злоупотреблять».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
Комментарии
Все новости

Птицы победы: почему надо донатить на дроны

IT
информационная поддержка