Прекращение поставок от Proton Energy: ждет ли Украину дефицит топлива

Фото:  IADE-Michoko/Pixabay

Фото: IADE-Michoko/Pixabay

Крупнейший поставщик российских нефтепродуктов объявил о завершении работы. С 1 апреля компания Proton Energy прекратит поставки в Украину сжиженного газа и дизельного топлива. Швейцарский трейдер уже разослал своим контрагентам официальные документы о расторжении договоров.

Среди причин такого решения в Proton Energy называют действия украинских властей.

«В начале марта компания получила информацию о том, что Служба безопасности Украины настоятельно рекомендует участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group и воздерживаться от покупки нефтепродуктов у компании. Кроме того, на прошлой неделе мы стали свидетелями событий в отношении сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy S.A., и члена Нефтегазовой ассоциации Украины. Ранее, в феврале 2021 года технологический объем дизельного топлива в трубопроводе (ПрикарпатЗападтранс), который принадлежит компании, был незаконно арестован украинскими властями», — следует из письма Proton Energy.

Telegram Logo

Эксперты уверены, недальновидность властей приведет к дефициту дизельного топлива и ажиотажному росту цен.

Вся эта ситуация стала очередным подтверждением недальновидности властей, просчитывающих ситуацию лишь в реальном времени, а не на шаг-два вперед. Сейчас грядет посевная кампания, когда дизельное топливо будет особенно востребовано. Но я не слышал никаких заявлений о создании резервного запаса дизельного топлива на случай ответной реакции российской стороны. Я неоднократно заявлял, что у нас — угрожающая зависимость от российских поставок дизельного топлива и сжиженного газа. Однако нужно предпринимать действия, которые не приведут к дополнительным проблемам в экономике и сельском хозяйстве.

Геннадий Рябцев

Геннадий Рябцев

директор специальных проектов НТЦ «Психея»

Найти такой свободный объем дизеля и сжиженного газа на рынке будет непросто, считает генеральный директор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук. Все крупные оптовые компании связаны терм-контрактами, по которым работают нефтеперерабатывающие заводы. НПЗ не работают на склад. Рынок очень болезненно реагирует и на меньшие объемы.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

У нашей сети не было терм-контрактов с Протоном, мы больше работаем с внутренним производителем (Кременчугским НПЗ), но, я подозреваю, что и у нас будут проблемы, поскольку потребность в дизельном топливе сильно увеличится. От этой ситуации проиграют все: потребители начнут платить больше за топливо, а операторы рынка – получат проблемы с поставками топлива на свои сети.

Геннадий Рябцев

Геннадий Рябцев

директор специальных проектов НТЦ «Психея»

Кроме того, не исключены ответные санкции российских компаний. Поставки топлива из России осуществляются по специальным разрешениям, которые выдаются Министерством экономического развития и торговли трейдерским компаниям. Proton Energy импортировал нефтепродукты государственной компании «Роснефть».

Нынешние события имеют политическую окраску, не исключено, что нам следует ожидать ответной реакции со стороны РФ, в том числе от компаний, не связанных с Proton Energy, считает Рябцев.

Примером этого, по его словам, может послужить бойкот поставок российской нефти на Кременчугский завод. Уже более 10 лет российская нефть не поставляется в Украину, причем поставки прекращены не только «Татнефтью», у которой есть претензии из-за Кременчугского НПЗ, но и другими компаниями, добавил эксперт.

Реакция властей не заставила себя ждать. В четверг Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины отчиталось о проведенных совещаниях с крупнейшими игроками рынка нефтепродуктов. Речь шла о диверсификации источников и логистики для контролируемого обеспечения объема поставок дизельного топлива и газа.

Объемы поставок, которые реализовывались компанией Proton Energy, будут полностью замещены из других альтернативных источников. Все импортеры и участники рынка подтвердили, что в стране есть наличие резервов по дизтопливу и возможность быстрой замены поставщиков в случае необходимости. Рисков дефицита топлива нет. Состояние запасов достаточно для обеспечения потребностей потребителей и проведения посевной кампании.

Игорь Петрашко

Игорь Петрашко

министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины

Однако эксперты не разделяют подобного оптимизма.

Текущая ситуация окажет влияние на цены в апреле и пока нельзя сказать определенно, что будет происходить. По моей информации, поставки будут продолжены, только будет заменена фирма-трейдер. Если же этого не произойдет, во второй половине апреля рынок нефтепродуктов в Украине ожидает серьезная турбулентность.

Сергей Куюн

Сергей Куюн

директор в Консалтинговой группе А-95


Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости