Холодная война за «Мотор Сич»: почему до мировой с китайцами еще далеко

Фото: пресс-служба «Мотор Сич»

Фото: пресс-служба «Мотор Сич»

Еще 12 марта на пресс-конференции после заседания СНБО Украины его секретарь Александр Данилов объявил о национализации предприятия «Мотор Сич». Формулировка была достаточно дипломатичная — «Будет возвращен законным способом в собственность украинского государства».

Холодная война за завод

На ровном месте возникла парадоксальная ситуация, когда до сделки АМКУ и руководство страны не видели никаких проблем для продажи стратегического предприятия китайцам. А в итоге Украина пришла к санкциям против иностранных граждан, нотам посольства Китая и иску против государства на $3,5 млрд.

Международный скандал, ухудшение инвестиционного климата, угроза для выполнения контрактов для той же Турции и неизвестность в плане модернизации вертолетов для ВСУ — гроздь достаточно неприятных проблем.

Telegram Logo
Фото: пресс-служба СНБО

Фото: пресс-служба СНБО

20 марта СБУ через Шевченковский районный суд арестовала все 100% акций и имущество «Мотор Сичи». 23 марта президент Зеленский подписал указ № 108 Совета национальной безопасности и обороны о возвращении активов под государственное управление.

Официальные лица на пресс-конференциях изо всех сил избегали термина «национализация», а Данилов даже давал специальное интервью о том, что проводимые с предприятием действия де-юре — не национализация, и что все заинтересованные получат компенсации, — мол, в Багдаде все спокойно. Уточняя при этом, что они получат деньги только, если заводили деньги не через Виргинские острова.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Кроме того, украинской стороной нанимаются международные юристы, значит, не наблюдается договоренностей по поводу суммы. В общем, до мировой еще далеко.

А так как пакет приобретался через шесть офшорных компаний — сама пресс-конференция выглядит как тонкий троллинг.

Бульдоги под ковром

Правда, процесс передачи имущества государственной управляющей компании так и не начался, попытки сместить менеджмент, назначенный еще Богуслаевым, потерпел фиаско. И под шум в прессе про рейдерский захват и торговлю двигателями с государством-агрессором все идет свои чередом.

Люди Богуслаева управляют, а китайцы несут убытки — заведенные в модернизацию и докапитализацию «МС» $100 млн и неизвестную сумму, вложенную в ныне замороженный завод в Чунцине, на котором должны были локализовать двигатели.

Фото: South China Morning Post

Фото: South China Morning Post

И даже возникает вопрос: санкции США — причина или повод? Чтобы, например, воспользоваться моментом, убив сразу двух зайцев. И учесть интересы западных партнеров и не забыть свои, отшив инвесторов.

Кстати, достаточно нескучных инвесторов. Господин Ван Цзинь, попавший в санкционные списки США и Украины, — тот самый бизнесмен, который договаривался строить глубоководный порт под Евпаторией с Януковичем за $10 млрд, да помешал Майдан и вторжение в Крым.

А до того планировал создать конкурента Панамскому каналу в Никарагуа на паях с общим бюджетом в $50 млрд. Место учебы неизвестно, а состояние он добыл, вкладывая в золотые рудники в Камбодже.

Обычно в условиях Китая так выглядят родственники функционеров КПК. Малоизвестные беспартийные ребята с миллиардом, ведущие бизнес в телекоммуникационных технологиях и строительстве инфраструктуры, — темах, которые прочно оседлали в Поднебесной чиновники и силовики.

Желающие то строить стратегические каналы, через которые должно проходить 5% мирового трафика, то покупать завод двигателей к боевым самолетам — не имея опыта ни в первом, ни во втором.

Небратский след

А ведь еще есть харьковский бизнесмен Ярославский, который вошел в проект, а до того планировал вложиться в убыточный Харьковский авиационный завод. А он ни много ни мало компаньон и кум Дерипаски, алюминиевого магната из РФ, против которого США ведут войну санкций. И как раз компания Ярославского DCH проявила живой интерес к 25% акций «Мотор Сичи», когда начались проблемы с китайцами.

Случаен ли такой системный интерес к стратегическим предприятиям украинской оборонки? И случайно ли ожесточенное противодействие США? Как всегда, когда в дело вмешивается политика, нельзя сказать однозначно.

Однозначно, после того, как китайцы завели сюда деньги, «МС» показал рост — в 2019 году было $24 млн чистого убытка, в 2020 — $31 млн чистого дохода. $2,5 млн в месяц — не так уж и плохо в украинских реалиях.

Плюс однозначно, согласно докладу SIPRI, в отчетах экспорта в РФ мелькают то двигатели для учебно-боевых «Як-130», то двигатели к «Бе-200» — вроде бы, по лицензии произведенные Москвой, но степень участия Украины в лице Богуслаева еще предстоит установить.

Только ли там лицензия или еще и комплектующие? Сам Богуслаев на авиасалоне в РФ в 2018 году утверждал, что выполняет старые контракты, так что, возможно, СБУ копает не зря. И системный интерес партнера Дерипаски к предприятиям оборонки — не зря.

Фото: пресс-служба «Мотор Сич»

Фото: пресс-служба «Мотор Сич»

В любом случае, ущерб для инвестиционного климата Украины еще предстоит оценить. А несмотря на махание шашкой в СМИ и арест активов, предприятие достаточно далеко от передачи в государственное управление.

Есть вопросы к АМКУ, который не видел проблем в продаже стратегического завода китайцам, пока не прилетело от США. Есть вопросы к будущему обслуживанию под сотню ремоторизированных для силовых структур Украины геликоптеров, плюс проект по лопастям, если холодная война за «МС» затянется. Нет пока только ответов на них.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Все новости