Фото: пресс-служба «Мотор Сич»
Еще 12 марта на пресс-конференции после заседания СНБО Украины его секретарь Александр Данилов объявил о национализации предприятия «Мотор Сич». Формулировка была достаточно дипломатичная — «Будет возвращен законным способом в собственность украинского государства».
Холодная война за завод
На ровном месте возникла парадоксальная ситуация, когда до сделки АМКУ и руководство страны не видели никаких проблем для продажи стратегического предприятия китайцам. А в итоге Украина пришла к санкциям против иностранных граждан, нотам посольства Китая и иску против государства на $3,5 млрд.
Международный скандал, ухудшение инвестиционного климата, угроза для выполнения контрактов для той же Турции и неизвестность в плане модернизации вертолетов для ВСУ — гроздь достаточно неприятных проблем.
Фото: пресс-служба СНБО
20 марта СБУ через Шевченковский районный суд арестовала все 100% акций и имущество «Мотор Сичи». 23 марта президент Зеленский подписал указ № 108 Совета национальной безопасности и обороны о возвращении активов под государственное управление.
Официальные лица на пресс-конференциях изо всех сил избегали термина «национализация», а Данилов даже давал специальное интервью о том, что проводимые с предприятием действия де-юре — не национализация, и что все заинтересованные получат компенсации, — мол, в Багдаде все спокойно. Уточняя при этом, что они получат деньги только, если заводили деньги не через Виргинские острова.
Кроме того, украинской стороной нанимаются международные юристы, значит, не наблюдается договоренностей по поводу суммы. В общем, до мировой еще далеко.
А так как пакет приобретался через шесть офшорных компаний — сама пресс-конференция выглядит как тонкий троллинг.
Бульдоги под ковром
Правда, процесс передачи имущества государственной управляющей компании так и не начался, попытки сместить менеджмент, назначенный еще Богуслаевым, потерпел фиаско. И под шум в прессе про рейдерский захват и торговлю двигателями с государством-агрессором все идет свои чередом.
Люди Богуслаева управляют, а китайцы несут убытки — заведенные в модернизацию и докапитализацию «МС» $100 млн и неизвестную сумму, вложенную в ныне замороженный завод в Чунцине, на котором должны были локализовать двигатели.
Фото: South China Morning Post
И даже возникает вопрос: санкции США — причина или повод? Чтобы, например, воспользоваться моментом, убив сразу двух зайцев. И учесть интересы западных партнеров и не забыть свои, отшив инвесторов.
Кстати, достаточно нескучных инвесторов. Господин Ван Цзинь, попавший в санкционные списки США и Украины, — тот самый бизнесмен, который договаривался строить глубоководный порт под Евпаторией с Януковичем за $10 млрд, да помешал Майдан и вторжение в Крым.
А до того планировал создать конкурента Панамскому каналу в Никарагуа на паях с общим бюджетом в $50 млрд. Место учебы неизвестно, а состояние он добыл, вкладывая в золотые рудники в Камбодже.
Обычно в условиях Китая так выглядят родственники функционеров КПК. Малоизвестные беспартийные ребята с миллиардом, ведущие бизнес в телекоммуникационных технологиях и строительстве инфраструктуры, — темах, которые прочно оседлали в Поднебесной чиновники и силовики.
Желающие то строить стратегические каналы, через которые должно проходить 5% мирового трафика, то покупать завод двигателей к боевым самолетам — не имея опыта ни в первом, ни во втором.
Небратский след
А ведь еще есть харьковский бизнесмен Ярославский, который вошел в проект, а до того планировал вложиться в убыточный Харьковский авиационный завод. А он ни много ни мало компаньон и кум Дерипаски, алюминиевого магната из РФ, против которого США ведут войну санкций. И как раз компания Ярославского DCH проявила живой интерес к 25% акций «Мотор Сичи», когда начались проблемы с китайцами.
Случаен ли такой системный интерес к стратегическим предприятиям украинской оборонки? И случайно ли ожесточенное противодействие США? Как всегда, когда в дело вмешивается политика, нельзя сказать однозначно.
Однозначно, после того, как китайцы завели сюда деньги, «МС» показал рост — в 2019 году было $24 млн чистого убытка, в 2020 — $31 млн чистого дохода. $2,5 млн в месяц — не так уж и плохо в украинских реалиях.
Плюс однозначно, согласно докладу SIPRI, в отчетах экспорта в РФ мелькают то двигатели для учебно-боевых «Як-130», то двигатели к «Бе-200» — вроде бы, по лицензии произведенные Москвой, но степень участия Украины в лице Богуслаева еще предстоит установить.
Только ли там лицензия или еще и комплектующие? Сам Богуслаев на авиасалоне в РФ в 2018 году утверждал, что выполняет старые контракты, так что, возможно, СБУ копает не зря. И системный интерес партнера Дерипаски к предприятиям оборонки — не зря.
Фото: пресс-служба «Мотор Сич»
В любом случае, ущерб для инвестиционного климата Украины еще предстоит оценить. А несмотря на махание шашкой в СМИ и арест активов, предприятие достаточно далеко от передачи в государственное управление.
Есть вопросы к АМКУ, который не видел проблем в продаже стратегического завода китайцам, пока не прилетело от США. Есть вопросы к будущему обслуживанию под сотню ремоторизированных для силовых структур Украины геликоптеров, плюс проект по лопастям, если холодная война за «МС» затянется. Нет пока только ответов на них.